Как правильно прикурить автомобиль

Как правильно прикурить автомобиль

Прикуривание — жаргонное название способа запуска двигателя автомобиля при разряженном («севшем») аккумуляторе от автомобиля-донора. Практикуется, как правило, в холодное время года.

Период зимних холодов является своего рода испытанием для автомобилистов и их автомобилей. Одной из трудностей, с которой многим предстоит столкнуться станет разряженный по утру аккумулятор. И тут всегда надо с умом подойти к решению возникшей проблемы и правильно прикурить автомобиль. А главное помнить о том, что делать надо, а чего делать категорически нельзя.

Самым легким способом пуска двигателя в данном случае будет подсоединение другой аккумуляторной батареи. Автомобилисты называют этот способ «прикурить». Понадобятся провода для «прикуривания», имеющие достаточно большое сечение, автомобиль с аналогичным попавшему в «беду» объемом двигателя и «живым» аккумулятором.

Принцип работы

Стартер-кабели
Стартер-кабели

При «прикуривании» аккумуляторы двух автомобилей соединяются параллельно («плюс» на «плюс», «минус» на «минус») с помощью специальных стартер-кабелей — толстых проводов. Такие кабели имеют достаточно большое сечение токоведущей жилы и оснащены клеммами для подключения к аккумуляторным батареям.

Не рекомендуется запускать двигатель при работающем двигателе автомобиля-донора. Это связано с тем, что при запуске стартер потребляет очень большой ток. Стартерная аккумуляторная батарея предназначена для отдачи тока большой силы, автомобильный генератор — не рассчитан на большой ток в сотни ампер. Генератор и аккумулятор работают параллельно (в буфере), но напряжение, отдаваемое генератором, немного больше, чем у автомобильного аккумулятора (генератор выдаёт напряжение через выпрямитель и регулятор напряжения в пределах 13,7—14 вольт, автомобильный аккумулятор — 12—12,5 вольт. При «прикуривании» с работающим двигателем через генератор автомобиля-донора пойдёт большой ток, на который он совершенно не рассчитан, при этом возможен отказ выпрямителя и регулятора напряжения. Гораздо лучше, если после запараллеливания батарей поработать двигателем донора 10—15 минут на средних оборотах, с целью подзарядки севшей батареи запускаемого автомобиля. Также при нескольких неудавшихся запусках следует иметь в виду, что если запустить двигатель донора, то его генератор начинает заряжать сразу две разряженные батареи и может оказаться опасно перегружен.

Меры предосторожности

К положительной клемме присоединён провод с «крокодилом»
К положительной клемме
присоединён провод
с «крокодилом»

«Прикуривание» считается небезопасным методом запуска и при несоблюдении мер безопасности можно повредить электрооборудование как запускаемого автомобиля, так и автомобиля-донора.

Поэтому следует соблюдать меры предосторожности:

  • При прикуривании очень важно соблюдать полярность подключения аккумуляторов, а также не допускать коротких замыканий, которые возможны, к примеру, если случайно коснуться двумя зажимами кузова автомобиля. Всегда первым подключается +, затем -. Отключается первым -, затем +;
  • При запуске двигателя через провода проходит ток порядка 200—400 А, в зависимости от типа и мощности двигателя, поэтому необходимо проверить маркировку стартер-кабеля. Если кабель не рассчитан на соответствующий ток, возможно возгорание изоляции;
  • Необходимо убедиться, что у обоих автомобилей одинаковое бортовое напряжение. У легковых автомобилей это обычно 12 В, у грузовых может быть 24 В.
  • Разряженная батарея запускаемого автомобиля должна быть исправна. В случае её неисправности (течи электролита, замыкания пластин и т. д.) может произойти перегрев батареи, или даже взрыв;
  • Минусовую клемму нужно подключать только на «массу» (кузов автомобиля или картер двигателя), а не на клемму аккумуляторной батареи.
  • Никогда при «прикуривании» не отсоединяйте аккумулятор от сети автомобиля. В большинстве современных автомобилей напряжение аккумулятора используется в качестве «опорного» в схеме регулятора напряжения автомобильного генератора, и при его отсутствии генератор может выдать любое напряжение, несколько десятков вольт — а это неминуемо выведёт из строя всю сложную электронику.

Альтернативы

Зарядно-пусковое устройство для автомобильных аккумуляторов
Зарядно-пусковое
устройство для
автомобильных аккумуляторов

«Прикуривание» используется не только автолюбителями. Запуск двигателя от постороннего нештатного источника электроэнергии может применяться (и применяется) на всей колёсно-гусеничной технике (включая танки и спецмашины), при этом может использоваться любой подходящий по напряжению и мощности источник электроэнергии, вплоть до подвижных электрогенераторов, автономных электростанций или промышленных установок — преобразователей тока.

Альтернативные методы запуска автомобиля:

  • Использование пуско-зарядного устройства.
  • Запуск «с толкача» или «с буксира».
  • Запуск пусковой рукояткой (если предусмотрено конструкцией).

Как правильно прикурить автомобиль

Как правильно прикурить автомобиль

Инструкция по прикуриванию:

  1. Автомобили необходимо установить максимально близко, но так, чтобы они не соприкасались.
  2. С помощью провода аккуратно соединить плюсовые клеммы обоих аккумуляторов.
  3. Второй провод одним «крокодилом» подсоединить к минусовой клемме «живого» аккумулятора, а другим «крокодилом» к блоку цилиндров или другой массе.

Крайне не желательно присоединять провод к минусовой клемме разряженной аккумуляторной батареи. Тогда энергия пойдет на зарядку этой батареи, а не на стартер. Хотя если соединить и минусовые клеммы двух аккумуляторов проводом и подождать с полчаса, то может быть севший аккумулятор подзарядится и сможет обеспечить пуск двигателя.

Если все же при описанном способе соединения завести автомобиль не получится, то минусовую клемму надо будет снять с разряженного аккумулятора и прикрепить к ней напрямую «крокодил» провода, идущего от «минуса» «живого» аккумулятора. Делать это надо осторожно, чтобы случайно не коснуться плюсовой клеммы и не получить короткое замыкание. Вероятность пуска двигателя возрастет.

После запуска двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором провода сразу не отсоединяйте, а дайте двигателям обоих автомобилей поработать еще несколько минут. Первым отсоединять надо «минусовый» провод, а потом «плюсовой», предварительно включив обогрев заднего стекла только что заведенного автомобиля. Это позволит снизить пик напряжения при отсоединении проводов. Фары лучше не включать, так как указанные пики напряжения могут вывести из строя лампочки.

Via avto-lady.club & wiki