По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно

Зеркало заднего вида — зеркало, установленное на транспортном средстве и позволяющее водителю видеть происходящее сзади. На автомобилях и мотоциклах наличие зеркал заднего вида является обязательным. На современных автомобилях обычно устанавливают три зеркала заднего вида: одно в салоне над ветровым стеклом, и два снаружи на передних дверцах — слева и справа.

Если вы, взглянув в боковое зеркало, увидите заднее крыло своей машины, это значит, что зеркала настроено неверно. Зеркала заднего вида предназначены для обеспечения обзора дороги позади и сбоку транспортного средства. Они являются одной из основных частей автомобиля, отвечающих за безопасность. Правильно настроить зеркала заднего вида очень важно, ведь от этого в большой степени зависит безопасность вождения. Настроенные зеркала обеспечивают максимальный круговой обзор для водителя.

Если вы, взглянув в боковое зеркало, видите заднее крыло своего автомобиля, это значит, что зеркало настроено неправильно. При таком расположении зеркала большую часть зоны за автомобилем видно и в боковые зеркала, и в зеркало заднего вида. В то же время зона рядом с автомобилем просматривается очень плохо и создаётся опасность аварийной ситуации.

Регулировка левого бокового зеркала

Отклонитесь влево так, чтобы практически коснуться бокового окна. Настройте зеркало так, чтобы видеть заднее крыло автомобиля (как это показано на картинке). Когда вы привычно устроитесь в кресле, в зеркале вы практически не увидите боковое крыло своего автомобиля.

Регулировка правого бокового зеркала

Отклонитесь вправо так, чтобы ваша голова находилась по центру автомобиля. В зеркале вы так же должны увидеть заднее крыло авто (см. картинку).

Регулировка зеркала заднего вида

Центр зеркала заднего вида должен находится по линии центра заднего стекла.

Тест-драйв

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно

Прокатившись с зеркалами, отстроенными таким образом, вы заметите, что «слепых» зон стало гораздо меньше. Вы видите автомобиль в зеркале заднего вида, а если он начинает вас обгонять, то часть его вы до сих пор видите в заднем зеркале, а часть — уже в боковом. Благодаря этому, вам легче перестраиваться из ряда в ряд, а опасность возникновения аварийной ситуации существенно снижается.

Несколько полезных советов:

  • первое время вам будет очень непривычно ездить с зеркалами, отстроенными таким образом. Но подождите неделю и вы привыкнете настолько, что не будете понимать, как раньше вы ездили иначе.
  • Будьте аккуратны при параллельной парковке. При такой отстройке зеркал вам нужно больше крутить головой и отклоняться, чтобы увидеть и бок своей машины и машину рядом.
  • Постоянно бросайте взгляд в зеркала, а не только в тот момент, когда вы хотите перестроиться. Такая манера позволит вам постоянно быть в курсе обстановки на дороге и в правильно совершать резкие непредвиденные маневры (например, когда вы объезжаете яму).

Несколько важных предупреждений:

  • Не регулируйте зеркала во время движения.
  • Даже в правильно отстроенных зеркалах есть слепые зоны. И иногда лучше бросить быстрые взгляд через плечо при маневре, чтобы не сбить, например, велосипедиста или мотоциклиста. Взгляд через плечо даёт вам ту необходимую информацию, которую вы никогда не получите, глядя даже в правильно отстроенные зеркала.

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно

Зеркала заднего вида легковых автомобилей

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
Минимальные зоны обзора через зеркала заднего вида:
а - обзор через внутрисалонное зеркало, б - обзор через наружные зеркала;
1- глаза водителя, 2- минимальная зона обзора через внутрисалонное зеркало, 3- минимальная зона обзора через правое зеркало, 4- минимальная зона обзора через левое зеркало.

Требования по обзорности:

  • через них должны просматриваться схематично изображённые участки ровной горизонтальной дороги вплоть до линии горизонта;
  • конструкция зеркала должна обеспечивать чёткость отражения при вибрациях автомобиля на дорожных неровностях;
  • не допускаются искажения формы и цвета предметов, способные ввести в заблуждение водителя.

Зеркала должны обеспечивать травмобезопасность:

  • исключаются острые кромки на корпусе и кронштейне;
  • наружные зеркала в рабочем положении не могут выступать за максимальные габариты автомобиля или буксируемого им прицепа более чем на 200 мм, а их корпуса должны складываться, например если движущийся автомобиль задел зеркалом пешехода;
  • внутрисалонное зеркало крепится таким образом, чтобы в случае удара головой водителя или пассажира оно не причиняло им вреда, а складывалось или отламывалось у основания кронштейна;
  • при разбивании зеркала исключается образование осколков, способных ранить человека.

Большинство автомобильных зеркал, как внутренних, так и наружных, состоят из:

  • оптического элемента,
  • корпуса, кронштейна
  • механизма регулировки.

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
Оптический элемент с оптическим отражающим слоем: 1- плоскопараллельное стекло, 2- напылённый отражающий слой, 3- защитный лак.

Оптический элемент — деталь зеркала, отражающая свет и формирующая отраженное изображение, существуют:

  • плоские (плоский даёт минимальный угол обзора, но не искажает расстояние до предметов)
  • сферические (сферический обеспечивает больший угол, сокращая "мёртвые зоны", но несколько искажает (визуально увеличивает) расстояние и форму предметов. Минимальный допустимый радиус кривизны (наибольшая выпуклость) зеркал легковых автомобилей — 1200 мм. Правое наружное зеркало способно обеспечить требуемый обзор, только если является сферическим)
  • сфериксные (многосекционные) оптические элементы (сфериксный объединяет в себе две или более отражающих поверхностей. Основная — плоская или сферическая малой кривизны. Вспомогательные (одна или несколько) — сферические с большей кривизной или цилиндрические)

По статистике у 90% водителей зеркала отрегулированы неправильно
Сфериксные зеркала: а - зеркало с плоской и цилиндрической поверхностями, б - зеркало с тремя сферическими поверхностями различной кривизны. 1- профили отражающих поверхностей.

Регулировка большинства внутрисалонных и наиболее простых внешних зеркал, в которых оптический элемент неподвижен относительно корпуса, осуществляется их поворотом на единственном шарнире. Более сложные конструкции наружных зеркал позволяют оптическому элементу поворачиваться относительно корпуса при помощи системы шарниров. Большинство зеркал такого типа оснащены дистанционным регулировочным приводом. Привод бывает рычажным, тросиковым или электрическим. В первых двух случаях орган управления располагается внутри салона в месте крепления зеркала к двери либо в другом удобном месте на обшивке двери. Электропривод наружного зеркала имеет два расположенных в его корпусе электродвигателя, поворачивающих оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Управление приводом осуществляется переключателем ("правое — левое зеркало") и клавишей, задействующей электродвигатели. Как правило, переключатель и клавиша объединены в одном блоке, расположенном на двери, приборной панели или на центральной консоли.

Такие разные зеркала

А началось все, конечно же, с женщины. Ну кто еще мог бы предложить использовать зеркало в автомобиле? В далеком 1906 году в свет вышла книга Дороти Левитт под названием «Женщина и автомобиль», содержащая множество полезных советов для дам, которые осваивали это новое диковинное транспортное средство. Среди них был и совет держать во время езды под рукой зеркальце с ручкой для заднего обзора. Идея прижилась не сразу: в те далекие времена уличный трафик был не слишком напряженным, поэтому особой надобности для обычных водителей смотреть назад и по сторонам пока еще не было. Другое дело гонки – здесь совет госпожи Левитт пришелся весьма кстати. В 1911 году гонщик Рэй Хэррон, не сумев найти подходящего механика (в обязанности которого в то время входило сопровождение гонщика в дороге и штурманские функции во время соревнований), приспособил зеркало к своему автомобилю Marmon, что позволило ему выиграть главный приз гонок «Индианаполис 500».

После этого спохватились и инженеры автомобильной индустрии — уже через год после триумфа Хэррона Элмер Бергер запатентовал конструкцию первого зеркала заднего вида, которая стала применяться на серийных автомобилях. С тех пор зеркала стали неизменным атрибутом не только автомобилей, но и мотоциклов, мопедов и даже велосипедов.

В наше время автомобили имеют обычно три зеркала – два боковых и одно салонное. Однако так было не всегда. Ранее водители довольствовались только салонным зеркалом. В 50-е годы машины стали оснащаться боковым левым, а чуть позже и боковым правым зеркалом.

Дальнее от водителя боковое зеркало иногда выполняется слегка выпуклым, что позволяет увеличить угол обзора. За это, правда, приходится расплачиваться искажением расстояний до объектов, которые отражаются в зеркале. Кроме того, боковое зеркало может дополнительно иметь круглую выпуклую вставку, еще больше увеличивающую обзорность. В салоне также иногда устанавливают выпуклое, так называемое панорамное зеркало, которое дает широкоугольную заднюю «картинку», тоже, впрочем, искаженную, что может отрицательно сказаться на безопасности движения.

Помимо трех основных зеркал, автомобили могут оснащаться вспомогательными зеркалами – наружным задним, боковым для контроля правого габарита. Чаще всего это относится к грузовикам, фургонам и минивэнам. Такие зеркала призваны помогать при маневрировании, движении задним ходом и парковке.

В 50-е годы в Америке нашли новое место для зеркал заднего вида — передние крылья авто. Правда, эта конструкция в мировом автопроме не прижилась.

Боковые зеркала в подавляющем большинстве случаев устанавливаются на передних дверях автомобиля, но многие автомобилисты помнят и другую схему установки зеркал – на передних крыльях. Эта схема родилась в 50-е годы в США, но продержалась относительно недолго – уж очень неудобной была регулировка зеркал, да и в эстетике автомобиль отнюдь не прибавлял. Были и плюсы – отсутствие так называемых «мертвых зон» и нахождение зеркала в одном поле зрения с дорогой.

Дольше всех этой схеме оставались верны в Японии – по нашим дорогам до сих пор ездят модели 80-90-х годов с зеркалами, расположенными на крыльях.

Современные наружные зеркала представляют собой высокотехнологичные изделия, оснащенные различными электронными системами. Подогревом и электрорегулировкой зеркал уже мало кого удивишь. Сейчас зеркала могут самостоятельно регулироваться под конкретного водителя (функция памяти), и автоматически затемняться для предотвращения ослепления водителя, и предупреждать о наличии другого автомобиля в «мертвой зоне» при перестроении.

Несмотря на то, что в современных моделях для получения информации о том, что творится позади автомобиля, начинают использовать видеокамеры, традиционное зеркало еще долгое время будет самым надежным и безотказным средством заднего обзора. Все-таки своим глазам человек по-прежнему доверяет больше, чем самой совершенной электронике.

Как и чем регулируют зеркала в автомобиле

Основная задача регулировки зеркал заднего вида – получение наиболее полного и удобного для восприятия изображения, а также минимизация «мертвых зон». «Мертвая», или «слепая», зона – это участок дороги вблизи автомобиля, который не просматривается с помощью зеркал. Регулировка боковых зеркал раньше производилась либо вручную снаружи автомобиля (сейчас такой анахронизм, как шарнирный механизм регулировки зеркал остался, пожалуй, только у утилитарного Land Rover Defender), либо с помощью рычажков изнутри салона.

На современных же автомобилях обычно используется джойстик, позволяющий удобно управлять зеркалами с помощью электропривода. Наиболее совершенные системы регулировки адаптируют положение зеркала в зависимости от режима движения (например, при движении задним ходом).?