Теория прицеливания в бильярде

По теме:


Теория прицеливания в бильярде

Бильярд (фр. billard, от фр. bille — шар или фр. billette, billart — палка) — собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра.

Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров с помощью кия.

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, — Бильярдная.

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай.

Теория прицеливания

При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела.

Теория прицеливания в бильярде

Представим себе линию, проходящую через середину лузы А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить "своего" в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Но для правильного сыгрывания шара определить точку прицела еще недостаточно. Надо еще уметь правильно ударить шар. Для этого необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории движения "своего" и "чужого" и, сделав 2-4 прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку. Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до 5-6 и более взмахов кием, в результате удар получается "неверный", шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те короткие несколько секунд, в течение которых играющий напрягает до максимума свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц, зрения и удар получается не результативный.

Техника прицеливания

Теория прицеливания в бильярде

Перво-наперво определяем предполагаемый путь прицельного шара в лузу. Затем определяем точку прицела.

Для это необходимо:

  • знать (или измерить) диаметр шара. (Стандартные шары в русском бильярде имеют диаметр 60 и 68мм., в американском - 57 мм.);
  • отложить вдоль линии предполагаемого пути прицельного шара 1/2 диаметра в сторону, противоположную заказанной лузе. Это и будет точка прицела.

Все, что вам остается, это прицелиться в эту точку и совершить удар по битку...

Теперь разберем все это применительно к практике.

Система прицеливания

Теория прицеливания в бильярде

В системе прицеливания самое главное - выбор линии удара и места попадания битка. Точность удара зависит от умения хорошо видеть линию удара. Для отработки этого навыка существует много упражнений, но основным остается упражнение у зеркала. Другим необходимым упражнением является забивание битка в лузу с разных точек на столе.

Но сначала надо научиться правильно смотреть.

Работа глаз. Из множества способов прицеливания и работы глаз (кто-то в момент удара смотрит в прицельный шар, кто-то - в точку попадания, кто-то - в биток) я предлагаю тот, который помогает мне делать точный удар.

Вначале, до принятия стойки, я вижу место попадания битка сверху. Для этого перед прицельным шаром мысленно ставлю «мнимый» шар, который вместе с прицельным находился бы строго на линии, проходящей через середину лузы. Этому нелегко научиться сразу, но если специально тренировать свой взгляд, то со временем вы легко будете представлять этот вспомогательный шар.

Затем я представляю коридор от битка к «мнимому» шару и посередине этого коридора мысленно провожу линию удара. Видение коридора от битка к месту попадания особенно помогает при выполнении ударов с различными резками (см, следующий пункт), а также при забивании битка, когда надо представить коридор, по которому биток отскакивает от прицельного шара в лузу. После того, как я определил место попадания и линию удара, становлюсь в стойку и начинаю выставлять кий по этой линии. При этом я не делаю движения кием вперед-назад, а только вправо-влево, чтобы поместить кий точно по линии удара.

После этого начинаю водить вперед-назад одним весом кия, следя только за кончиком, что позволяет мне видеть, совпадают ли его движения с линией удара.

Делаю 3-6 замахов, после чего останавливаю кий около битка, делаю короткую паузу и, не поднимая головы, а тем более плеч, перевожу взгляд на место попадания битка, стараясь сконцентрироваться так, чтобы ничто меня не отвлекало. Потом плавно отвожу руку назад, делаю паузу и плавно «отпускаю» кий его весом вперед, как бы имитируя движение морской волны, набегающей на причал.

При этом я мысленно представляю, что кий «дойдет» до прицельного шара, а самого битка как будто и нет - в момент удара нельзя терять концентрацию взгляда на месте попадания.

Резка. В этом приеме самое главное - умение видеть место попадания битка и линию удара. Этому помогает «мнимый» шар, мысленно приставленный К прицельному. Если представить «мнимый» шар трудно, можно использовать иной метод: делить прицельный шар воображаемой линией по вертикали, чтобы определить, насколько нужно его «срезать». Затем мысленно провести коридор от битка к прицельному шару так, чтобы линия коридора, например, слева, совпала с вашей вертикальной линией на прицельном шаре (при забивании прицельного шара в угол налево).

Умение видеть коридор помогает определить место попадания битка.

Представьте, что задача заключается не в том, чтобы забить прицельный шар, а в том, чтобы направить биток так, как если бы вы его забивали в лузу. Когда такая концентрация внимания войдет в привычку, ваши результаты начнут улучшаться.

Пауза

Необходимо сделать две паузы. Одну - в момент остановки кия перед битком, после того, как вы убедились, что кий движется по одной линии, и вторую - в конце замаха перед нанесением удара.

Эти паузы могут быть очень короткими, почти незаметными, но чем «глубже» они, тем более контролируемым, я бы даже сказал, осознанным становится удар.

После первой паузы плавно отведите кий назад, как будто вы натягиваете тетиву лука. Тело при этом остается неподвижным. Правое плечо не поднимается вверх: если перед последним замахом вы невольно привстанете, в результате можете потерять линию удара и нанести неточный удар.

В момент второй паузы в конце последнего замаха старайтесь следить за тем, чтобы правое плечо оставалось на месте Смещение плеча - незаметная, но вредная ошибка, потому что в этом случае удар наносится не по заданной линии удара.

Научитесь плавно стартовать кием после второй паузы, чтобы начало движения шло от кисти, а не от плеча.

Хочу обратить внимание на то, что когда вторая пауза получается глубокой (продолжительностью 1-2 секунды), вы почувствуете, как стоите: в спокойном состоянии вы стоите твердо и неподвижно. Надо уметь снимать напряжение, тогда вы быстрее научитесь делать точный удар.